среда, 3 июля 2013 г.

Туканы отправляются на дно или как молдавский рынок извращает самые популярные мировые бизнес-франшизы


За последний век мировая экономика испытала немало взлетов и падений: рынки постоянно расширялись, появлялись новые идеи, модели построения мировых корпораций видоизменялись в поисках все более и более совершенных методов подхода к клиентам. Потребительские аппетиты населения постоянно росли, нередко вызывая то тут, то там проблему перепроизводства. Лучшие умы в сферах маркетинга и экономики долго ломали головы, как же добиться больших масштабов производства и при этом не прогадать с верхней планкой, дабы избежать производства излишков, и одновременно не раздувать персонал компаний. Как известно, чем больше у тебя персонала, тем сложнее им управлять, а так же заметно снижается общая эффективность работы бизнес организма.

Решение пришло само собой, когда в 1955 году некто Рэй Крок основал компанию McDonalds System, Inc. и вскоре, для ускорения роста сети одноименных ресторанов, он прибег к невиданному доселе методу: он стал продавать… имя! К этому имени, а точнее сказать бренду, Крок прилагал полную документированную модель построения бизнеса, чем с одной стороны облегчал работу по запуску бизнеса своему покупателю, и с другой стороны избавлял себя от головной боли самостоятельного открытия каждой торговой точки. Это была первая современная модель франчайзинга бизнес формата. Сегодня,  спустя почти 60 лет, несложно оценить ее успех: свыше 30 тыс. ресторанов в 118 странах мира, 25 тыс. из которых открыты по франшизе.

Так и началось победоносное шествие франчайзинга по миру. Но, как и везде, в этой области есть свои нюансы, о которых поговорим далее.

Не так давно на молдавском рынке некоторые коммерсанты, в одной из очередных поездок по европам, попивая чашечку горячего каппучино в одном из кофешопов одной из самых крупных кофейных франшиз мира, задумались: А что если?

Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского: через некоторое время был отправлен запрос в головной офис сети, расположенный в Сиэтле, на который столь же оперативно пришел ответ. Цифра указанная в графе «цена франчайзинг соглашения» не просто удивила молдавских коммерсантов. Они были ею шокированы. «Такие деньги за лого?» - подумали они, -  «Да мы лучше придумаем свое!!!»

Собралась группа из сливок молдавского маркетинга, дизайна, креатива (нужное подчеркнуть), и работа закипела. Эти люди творили нечто новое и доселе не существовавшее не только на молдавском рынке, но и вообще нигде в мире. По крайней мере так им тогда казалось. Некоторые и до сих пор в это свято верят.

Так на свет появился «уникальный» и «оригинальный» концепт Tucano Coffee – первая молдавская сеть кофеен, всеми любимая и безукоризненная, доступная широким слоям населения, где все и каждый могут найти частичку дома вдали от дома. По крайней мере, так эта сеть себя позиционирует.

Начнем пожалуй с «уникальности». Достаточно элементарной зрительной памяти и совсем немного ассоциативного мышления, чтобы заметить, что лого Tucano Coffee – это точная копия лого Starbucks. Мега-креативщики, работавшие над концептом даже не удосужились изменить шрифт. А зачем, собственно говоря?

Формат обслуживания: заказ у кассы – тоже далеко не изобретение молдавского рынка. В любой из кофеен Starbucks кофе и прочие продукты заказываются именно так, но с одной ремаркой: в Starbucks кофе готовят как минимум в 5 раз быстрее. Что мы имеем в Tucano? «Вот Ваш номерок, пожалуйста ждите заказ.» Что?! Номерок??? А что делать? Вам не оставляют выбора – Вы берете номерок и стоите как, извините за выражение, бедный родственник, и ждете свой каппучино или латте в лучшем случае минут 10, а иногда и того дольше. Один мой знакомый однажды рассказывал как ждал бутылку минералки в Tucano Costa Rica целых 20 (!) минут. «Наверное они ее качали из артезианской скважины,» - сказал тогда он.

Концепт кофешопа, в классическом (не извращенно-молдавском) понимании – это место куда забегаешь по дороге на работу, чтобы захватить себе и коллегам кофе, потому что в наши дни время даже на такую мелочь, как приготовление утреннего кофе, стало для многих роскошью. Но с такими темпами обслуживания, как в Tucano можно лишиться рабочего места за систематические опоздания по утрам. И это не сарказм.

Tucano Coffee извратил этот концепт до неузнаваемости: превратившись в гламурно-модную богодельню, коих и так в нашем городе предостаточно. Делая ставку на «свежую обжарку кофейных зерен» на собственной «roasting factory», авторы концепта словно затерялись в географии, напрочь забыв, о том, что Tucano Coffee находится в Молдове, стране, где люди веками занимаются виноделием, а не в Бразилии, которая специализируется именно на экспорте обжаренного кофе. Но это уже кажется диагнозом.

О косяках Tucano можно говорить еще очень долго: это и многочисленные случаи отравления, и чрезмерно завышенные цены, ориентированные непонятно на кого, и отвратительное качество обслуживания, абсолютно не соответствующее уровню цен, и многое, многое другое.

Проблема в том, что большинству населения Молдовы просто напросто не с чем сравнить, но ведь это же не навсегда. И об этом стоит помнить авторам концепта «уникальной» сети Tucano.

Личное мнение: лучше бы эти молдавские горе-коммерсанты, о которых было упомянуто в первой половине этой заметки, и вовсе не пили ту злополучную чашечку каппучино в одном из кофешопов одной из самых крупных кофейных франшиз мира… настоящих франшиз!


Искренне Ваш,
Авикдор Майер

3 комментария:

  1. аа что такой вопль возмущения то?
    но особено понравилось про похожесть птички с бабой с логтипа старбакса, шрифт поставили они сами к сведенью

    ОтветитьУдалить
  2. Логотип у Тукано на самом деле куда более оригинальный чем у многих-многих других кофе-шоппов в мире. У всех круглый как у Старбакс. Эта стратегия называется фри-райдинг и ничево плохово для покупателя в этом нет. Цены не такие уж завышенные (если сравнивать с Старбаксом где кофе просто "золотое"). Интерьер в Тукано уютный, большой выбор кофе чаев и вкусных дессертов (и не только).
    Я в Молдову приезжаю пару раз в год и если честно мне очень нравится Тукано. Рада что и у нас есть такая сеть кафе. Тем более их успех может привлечь конкуренцию а значит снижение цен.
    Так что для покупателей много плюсов, то что и видно по их большому числу и расширению компании.

    ОтветитьУдалить
  3. Истерика в пустоту?)

    ОтветитьУдалить